POLYGON

Каталог статей

Главная » Статьи » лошади в искусстве

Конный памятник. Александр-3

Александр III Александрович (1845—1894) — Император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский с 1 (13) марта 1881 года. Из императорского дома Романовых. В официальной дореволюционной историографии Александр III именовался «Миротворцем».

В честь императора Александра III в Российской Империи было установлено около сорока памятников, в основном — различные колонны и обелиски, в память посещения им того или иного места, хотя ряд памятников Императору (как например, памятник в Москве у храма Христа Спасителя) были достаточно монументальными. В годы советской власти почти все они были уничтожены.

В настоящее время некоторые из свергнутых когда-то памятников Александру III воссозданы. Так, например, произошло с конной скульптурой Александра III в Питере.





Памятник императору Александру III первоначально был установлен на Знаменской площади у Николаевского (ныне Московского) вокзала. Монумент посвящался «Державному основателю Великого Сибирского пути» (так раньше называлась Транссибирская магистраль, строительство которой началось ещЁ при Александре III).

Заказчиком памятника являлись император Николай II и члены царской семьи, отдавшие предпочтение проекту итальянского скульптора Павла Петровича Трубецкого (1866 — 1938), работавшего в России в 1897—1906 годах. Модель скульптуры выполнялась в Петербурге. Бронзовую статую итальянский литейщик Э. Сперати отливал по частям: фигуру Александра III — в мастерской литейщика К. А. Робекки, коня — на Обуховском сталелитейном заводе. Постамент из валаамского красного гранита, более трех метров высотой, был сделан по проекту архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля (1859 — 1926). На лицевой стороне постамента была выбита надпись: «ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ».

Памятник существенно отличался от многих официальных царских монументов; скульптор был далёк от идеализации, от стремления к парадности. Александр III изображён в мешковатой одежде, грузно сидящим на тяжёлом коне, не соответствовал общепринятым представлениям об императорах. Как и во многих произведениях, здесь ярко воплотилось творческое кредо автора, говорившего, что «портрет не должен быть копией. В глине или на полотне я передаю идею данного человека, то общее, характерное, что вижу в нём». Независимо от степени достоверности слов, приписываемых Трубецкому, — «не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом», — монумент вызывает ощущение тупой давящей силы. Известный художественный критик Александр Николаевич Бенуа (1870 – 1960) отмечал, что эта особенность памятника «обусловлена не просто удачей мастера, но глубоким проникновением художника в задачу».


Памятник Александру III в Санкт-Петербурге на Знаменской площади 23 мая 1909 годаОткрытие памятника

Ещё до открытия монумента скульптор почувствовал недоброжелательное отношение со стороны многих членов царской фамилии и высших чиновников. Николай II хотел переместить памятник в Иркутск, «отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорбленных сыновьих глаз», а в столице воздвигнуть другой монумент. С. Ю. Витте вспоминает, что скульптор даже не получил своевременно приглашения на торжественное открытие памятника и приехал в Петербург позднее.

Тем не менее, 23 мая (5 июня) 1909 в Высочайшем присутствии памятник был освящён и торжественно открыт; богослужение возглавлял митрополит Антоний (Вадковский); по окончании церемониального марша члены комиссии по постройке памятника, во главе со статс-секретарём графом Витте и председателем комиссии, гофмейстером князем Голицыным, имели счастье представиться их величествам.

После Октябрьской революции, в 1919 году с постамента была сбита надпись, а вместо неё выбито глумливое стихотворение Демьяна Бедного «Пугало», отражавшее советскую идеологию:

Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

Предпоследний самодержец всероссийский
Александр III.

В 1927 году, к десятилетию Октября, памятник был использован для праздничного оформления площади: он был заключен в металлическую клетку, а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо, и две мачты, на которых были подвешены серп и молот и надпись «СССР».

В 1937 году памятник был демонтирован и убран в запасники Русского музея. Во время блокады памятник был защищен мешками с песком. После Великой отечественной войны в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову. В 1953 году монумент был поднят и перенесён во внутренний двор Русского музея. В 80-е годы в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия.

В 1994 году конная статуя Александра III была установлена перед входом в Мраморный дворец, ставший филиалом Русского музея. Ранее в Мраморном дворце размещался Музей В. И. Ленина, перед входом в который с 1937 года стоял броневик «Враг капитала» (перемещён в Музей артиллерии и военно-инженерных войск).


Памятник перед Мраморным дворцом

Ссылка
Ссылка

Источник: http://foto-history.livejournal.com/2663598.html
Категория: лошади в искусстве | Добавил: igrek (21.09.2012)
Просмотров: 2260
Всего комментариев: 0
Приветствую Вас Гость